Кашира. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

пятница, 19 января

пасмурно-5 °C

Онлайн трансляция

Золотой ключик педагога

10 дек. 2017 г., 14:00

Просмотры: 158


В мир ребенка-аутиста дверь открывает музыка

Губернаторская премия «Наше Подмосковье», участие в которой принимала и героиня этого материала с проектом «Музыкотерапия в реабилитации детей с ранним детским аутизмом», задумана как площадка для идей, призванных сделать жизнь земляков лучше. А что может быть благороднее и важнее, чем помогать детям. Особенно тем, мировосприятие которых отдаляет их от нашего мира, от возможности стать его частью.

Марина Крепких – потомственный педагог. В любом деле здорово, когда близкие разделяют твои убеждения, понимают и принимают твои заботы, как свои. Но в педагогике это, наверное, особенно важно, ведь эта профессия не предполагает выходных: даже если ты не на работе, мысли крутятся вокруг сложных случаев. А у педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями, все случаи трудные.

– Я педагог-дефектолог, работала и в дошкольных, и в медицинских учреждениях, – рассказывает Марина Вячеславовна, – а в Каширском центре «Семья» – с 2011 года, когда открылось отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Количество малышей с аутизмом среди наших воспитанников возрастает год от года. Этот малоизученный пока синдром замыкает ребенка в собственном мире за почти нерушимой стеной, делает его неспособным осваивать и воспринимать простейшие бытовые и социальные навыки. Ребенок не идет ни на какой контакт, а значит, делает трудным, порой невозможным свое воспитание и образование.

Музыкотерапия – только один из методов коррекционной работы. Марине Крепких он кажется очень продуктивным именно в работе с детьми с ранним аутизмом (РДА).

– Музыка – язык эмоционального общения между людьми, – поясняет Марина Вячеславовна. – Музыка вызывает прилив энергии, желание что-то делать у тех, кто раньше не хотел, желание общаться у тех, кто был замкнут. Музыка каким-то непостижимым образом стимулирует развитие ребенка, снижает тревожность и страхи. А многие наши детки так закрыты, что даже переступить порог привычной комнаты – для них подвиг. Вот мы и подбираем каждому ребенку приятную ему фоновую музыку, начинаем каждое занятие с приветственной песенки, а заканчиваем прощальной. Ребеок-аутист, обладающий стереотипным поведением и очень пристрастный к предсказуемым схемам, привыкает к такому распорядку и постепенно активнее включается в совместную деятельность с педагогом, что в дальнейшем способствует развитию его коммуникативных навыков.

Еще одна проблема РДА, с которой помогает справляться музыка, открывая еще одну дверку, – это отсутствие подражательных навыков. Песенки-инсценировки с повторяющимися звуками и простыми словами помогают ребенку выполнять игровые движения, произносить простые слова и звукоподражания – а это хоть маленький, но шажок на пути речевого развития.

Идти маленькими шажками, радоваться простейшим детским реакциям, точно воспринимать настроения и ощущения ребенка, – на это нужно огромное терпение, душевная чуткость и, конечно, профессионализм. Всего этого достает Марине Крепких. Ну, а когда с очередным случаем детского аутизма вновь перед ней возникает глухая стена, за которой в полном одиночестве мается ребенок, она ее, как в песне, «пройти должна». И это не проект. Это жизнь.

Светлана НИКИФОРОВА

Фото автора